Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Наскальные рисунки Переяславки.

 

      Петроглифы на р. Кия (Чертово Плёсо) возле села Переяславка – второй памятник наскального творчества на р. Уссури. Они сосредоточены в одном пункте на скале, но размещены тремя группами. Общее их число – 13 единиц.  Первое сообщение о них получено в 1965г. из газетной заметки члена Географического общества В. Яхонтова. Он призвал пресечь варварское уничтожение рисунков охотниками и рыболовами, которые расстреливали их из ружей и от них отваливались куски.1 В 1967г. в частном письме к А.П. Окладникову  Ю.М. Васильев  подробно  описал   рисунки, технику их нанесения и характер изображений.  В 1968г. члены отряда ДВАЭ СО АН СССР калькировали (С.Г. Глинский, А.П.Деревянко), фотографировали рисунки (Ю.А.Полумисков).  А.П. Окладников и А.П. Деревянко занимались поиском древних памятников, шурфовали стоянку  вблизи скалы с рисунками. Они раскопали остатки древностей каменного века,  предположительно осиповской культуры.  Материалы не опубликованы.

     В рисунках Шереметьевского и Переяславки просматриваются как общие, так и особенные черты. А.П. Окладников, в свое время, выделил как общую черту единство тематики трех памятников в плане доминирования личин-масок. На наш взгляд, здесь прослеживаются уже окончательно разработанные художественные образы, использована иконография и изобразительные приемы исходного центра. Складывается впечатление об их вторичности по отношению к Сикачи-Аляну. На памятниках бассейна Уссури  значительно меньше изображений зверей, нежели в сикачи – алянской группе. Отсутствуют рисунки зверей архаической группы (крупных травоядных животных) и поэтому практически нет образцов раннего стиля изображения одной контурной линией с незаконченной обрисовкой конечностей фигур. Несмотря на присутствие в непосредственной близости от переяславских петроглифов стоянки конца плейстоцена – начала раннего голоцена, среди них  нет изображений, маркирующих эпоху бореала. Шереметьевский комплекс отличается многочисленными рисунками птиц, среди которых преобладают водоплавающие, а из них один вид – лебеди (либо гуси). Это явно архаическая космологическая тема. Возможно, выявление среди них архаических типов рисунков или сюжетов – предмет  будущих исследований.  Переяславские петроглифы отличает преобладание, помимо личин-масок,  изображений змей. В этом одно из отличий их от шереметьевских рисунков и сближение с сикачи-алянскими.

   Рисунки зверей голоцена немногочисленны, они представлены в стиле крайней схематизации и в «скелетном стиле», свойственном для эпохи палеометаллов. Шаманские маски-личины здесь также носят характер законченной иконографии, она выражена в усилении устрашающих деталей, таких как торчащие зубы, плюмаж, пугающий облик персонажей.  Орнаментированные личины также производят впечатление окончательно разработанных образов. На шереметьевских и переяславском памятниках  выделяются рисунки в силуэтном исполнении, у которых большая часть площади выбита, а черты маски показаны тонкими бугорками – валиками. По сравнению с памятниками Сибири и Бурятии, Верхнего Амура, этот признак, наряду со схематизацией образов, связан с поздней технологией рубежа каменного века и эпохи палеометаллов.

 

Информационные источники:

1Яхонтов В. Я посетил знакомые места. – Тихоокеанская звезда – 28 октября – 1966;

2 Лапшина З.С.  Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури / Отв. Ред. д.и.н., проф. С.Н. Скоринов. -   Хабаровск: ХГИИК, 2012 -  212 с.