Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Рисунки на валуне с. Калиновка.

     Возле села на береговом  галечно – песчаном пляже лежит крупная глыба, окатанный обломок скалы, перемещенный со льдами. Порода его отличается от состава породы высокого скального мыса, расположенного в непосредственной близости.

     Первую информацию с описанием камня дал в 1898 г.  археолог Г. Фоук, сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке, участник Джезуповской Северо-Тихоокеанской комплексной экспедиции.  Материалы опубликованы в 1966г. через 68 лет после посещения памятника в журнале «American Anthropologist».1  Им подробно описаны изображения, отмечены плохо сохранившиеся вертикальные линии в нижней части, которые напоминают письмена. Они стерлись и прочесть их было невозможно. Г. Фоук привел сведения священника (без указания его имени), хорошо знавшего культуру племен Сибири и Маньчжурии, о том, что в рисунках имеется символ водяного бога. Обращение к нему крайне необходимо именно в этом месте Амура, где скалистый мыс создает опасный водоворот.2

     Позднее описание камня и интерпретации изображенного были сделаны А.М. Золотаревым в монографии «Родовой строй и религия ульчей». Он проводил исследования  среди ульчей в 1934 и в 1936 гг.  Ученый описал композицию на камне и дал свою трактовку сюжету: «По своему общему облику вся композиция напоминает памятную плиту, поставленную в честь какого - нибудь похода. Три лица – изображения начальников, лодки и гребцы указывают число судов и людей, участвовавших в походе. Очевидно, это изображение высечено в память о походе какого-нибудь древнего народа – возможно бохайцев – на Амур… Гольды и ульчи приписывают эти изображения народу «хань» или «ха», что можно сопоставить с именем китайской династии хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Если это предположение верно, то описываемые памятники относятся к более древней, чем бохайская, эпохе».3  И в этом трудно возразить учёному даже сегодня.

     Третьим исследователем стал академик А.П. Окладников и члены его отряда, участники Амурской экспедиции Института этнографии АН СССР в 1935г. Научное изучение и фиксация изображений производились в 1968 г. Он подробно описывает плоскость камня, три личины и двенадцать лодок с ездоками, обозначенными вертикальными палочками. Ученым отмечено стилистическое единство двух нижних личин и отличие верхней личины, она более  примитивна и, в то же время, «явно более поздняя». Большие лодки составляют композиционное единство с двумя нижними личинами, они старше остальных изображений. Трактовка этого сюжета и предварительная периодизация построены А.П. Окладниковым на изображении лодок с душами умерших. Он отметил единство содержания этой «сквозной» темы в наскальном искусстве от Амура, Байкала и Балтики до Египта. 4

 

Информационные источники:

1 Fowke G. Exploration of the Lower Amur Valley. American Anthropologist. Vol.VIII –  № 2 – 1966, april – june, pp. 276 – 277). 

2 Fowke G. Exploration of the Lower Amur Valley. American Anthropologist. Vol.VIII –  № 2 – 1966, april – june, pp. 276 – 277). 

3 Золотарев А.М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 1939 – С.8.

4 Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура…С.5 – 16.

5 Лапшина З.С.  Архаическая модель мира в наскальных рисунках Амура и Уссури / Отв. Ред. д.и.н., проф. С.Н. Скоринов. -   Хабаровск: ХГИИК, 2012 -  212 с.