Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Проблемы сельского поселения «село Сикачи-Алян»

Опубликовано 01.02.2014

Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Матер. международн. научно-практ. конфер., посвящён. 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. 16-17 апреля 2013г. /научн. ред. и сот. Е.В. Савелова. – Хабаровск: ФБГОУ ВПО «ХГИИК», 2013 – 358 с. (С.321 – 324). [ISSN 978-5-91426-035-1].

 

Дружинина Н.И. (Глава администрации с. Сикачи - Алян)

 

 

Проблемы  сельского поселения «село Сикачи-Алян»

                                                                        

 

На территории сельского поселения «Село Сикачи-Алян» расположен объект культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Алян» (далее ОКН). Он представляет собой культурно – исторический комплекс под открытым небом.  На каменных глыбах изображены рисунки разных эпох, начиная от 12 тыс.л.н. до середины 1 тыс. нашей эры.

В состав ОКН входят также этнографические объекты, а именно, культовая каменная фигура – «Дёло мама» («Каменная баба») и другие. Они остаются до настоящего времени не только мемориальными знаками, но и  «живыми» объектами поклонения для современных насельников берегов Амура. Из других селений приезжают нанайцы для поклонения «Дёло мама».

Петроглифы изучены и описаны советским учёным историком, археологом академиком  А.П. Окладниковым. Исследования проводились группами археологов Сибирского отделения Академии наук СССР под его руководством  с 30-х до 70-х годов XX в.

В своих трудах А.П. Окладников отмечал, что существует генетическая связь между нанайцами, населяющими берега Амура в наше время, и их предками – представителями племён, обитавших тысячи лет назад в этих местах. Эти заключения основаны на материалах археологии, истории, этнографии.

Современные жители села Сикачи-Алян и других национальных сёл Амура наделены тонким художественным воображением, как и их предки, оставившие рисунки на валунах. Ведущая деталь древнего рисунка – солярный знак  – символ жизни – присутствует и в современном декоративно - прикладном искусстве нанайцев, демонстрируя преемственность культурно – исторических традиций.

До 2004 года охрану и содержание территории ОКН осуществлял отдел культуры Хабаровского муниципального района. Соответственно жители и администрация «Сикачи – Аляна» имели законное отношение к древним рисункам как наследию предков.

Однако Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 изменил ситуацию, разграничив полномочия по уровням власти. Жители селения Сикачи – Алян оказались непричастными к петроглифам как  федеральному имуществу и, соответственно, лишены права участвовать как в использовании, так и в каком бы то ни было содержании объекта культурного назначения.   

Фактически основным пользователем ОКН является Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова (далее - ХККМ) – 90% посетителей - от них.  В 2005 году ХККМ открыл в нашем селе филиал и подменил собой местную структуру, лишив село возможности иметь доходы.

Филиал ХККМ беззастенчиво эксплуатирует объект культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна», не вкладывая средств  в поддержание его инфраструктуры. В течение длительного времени ХККМ противопоставляет себя селу в грубой, невежественной форме, используя своего конфликтного, корыстного работника, не заинтересованного в развитии родного села.

Возможно, руководству  краевого краеведческого музея выгодна постоянная конфликтная ситуация среди аборигенов внутри села, потому что порознь нас легче сломить и диктовать свою волю.   В любом случае, на протяжении длительного времени руководство ХККМ даже не пытается найти возможность соблюдения общих интересов. А они заключаются, прежде всего, в поисках путей и возможностей поддержания инфраструктуры ОКН и использовании  петроглифов в работе сельского краеведческого музея, ютящегося в подвальном помещении школы.

         С 2000 года археологи,  сотрудники НПЦ по ОПИК министерства культуры края от лица своего руководства выступают через средства массовой информации с искажённой информацией о том, что современные нанайцы не имеют никакого отношения к петроглифам.  

        Учитывая, что объект расположен в месте компактного проживания нанайцев в селе Сикачи-Алян, такие инсинуации не могут не вызывать напряжённости в среде местного населения. Жители селения в качестве весомого  контраргумента выдвигают научные исследования академика А.П. Окладникова и его монографии «Лики древнего Амура» (1967), «Петроглифы Нижнего Амура» (1971), «Древнее искусство Амура» (1981). Систематизируя древние изображения на камнях, учёный постоянно соотносил их с декоративно – прикладным искусством нанайцев.

На примере нашего села, очевидно, что нужна иная форма организации сотрудничества в деле этнотуризма, которая бы учитывала интересы коренных малочисленных народов Севера, в частности, жителей «сельского поселения Сикачи Алян».

         Сельское поселение как пользователь ОКН «Петроглифы Сикачи-Аляна»  заинтересовано в соблюдении интересов жителей при принятии нормативно-правовых актов в отношении ОКН «Петроглифы Сикачи-Алян», в согласовании всех решений и действий в отношении ОКН, в рассмотрении этнического поселения и объекта культурного наследия как единого целого при проведении охранных мероприятий, а также в комплексе социально-экономического развития региона.

          За последние два десятилетия экологическое состояние бассейна Амура таково, что река не может обеспечить здорового пищевого рациона проживающим на его берегах семьям рыбаков. Рыба перестала быть полноценной здоровой пищей. Ситуация требует обследования состояния здоровья сельчан. Острыми проблемами в поселении являются алкоголизм, наркомания, туберкулёз. Из 68 детей – школьников и воспитанников детского сада 52 ребёнка находятся в контакте с 18 тубинфицированными больными. Необходимы первоочередные меры по лечению и профилактике этих заболеваний. В распространении туберкулёза играет роль отсутствие механизма воздействия на асоциального больного, уклоняющегося от лечения. Необходима норма законодательства для введения ответственности за распространение опасного заболевания и другие конкретные меры.

         Названа одна из острейших жизненно важных проблем жителей селения. Они связывают свои надежды с ОКН «Петроглифы Сикачи-Аляна».

         Вторая проблема, как отмечалось выше, непосредственно связана с использованием ОКН. Петроглифы посещаются предельно часто большим количеством туристов, что оказывает серьёзное воздействие на дорогу сельского поселения. Жители селения вправе иметь отчисления от доходов ХККМ  при посещении ОКН на ремонт подъездных путей и грунтовой дороги, ведущей к наиболее посещаемому пункту 1 петроглифов. Либо иметь договорные обязательства с ХККМ на периодический ремонт коммуникаций.

        Средств на выполнение 36 полномочий, определённых в Федеральном законе № 131 – ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", у администрации селения нет и не будет. В настоящее время  внутренние сельские дороги пока ремонтируются с помощью иностранных грантов,   волонтёрским трудом администрации  с привлечением местного населения. А это не эффективно.  

        Памятник федерального значения нельзя только нещадно эксплуатировать, нужно заботиться о его состоянии, решать проблемы бережного использования; соотносить использование объекта культурного назначения с интересами проживающего на его территории населения.