Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Петроглифы – это целый духовный мир

Опубликовано 02.02.2014

Голубев Д. Петроглифы - это целый духовный мир. - Образ и подобие. - № 5 (18) - 2014 - Август. - С.18.

 

Петроглифы – это целый духовный мир

 

         Каждая культура несет на себе отпечаток какой-либо идеологии, дух эпохи и судьбы людей. В советских учебниках по истории, культура первобытного человека представлялась как примитивная ступень развития общества. Глиняные черепки, железные наконечники стрел, грубые примитивные топоры, каменные скребки – вот, пожалуй, основной список артефактов, по которым определялась материальная сторона жизни древних людей. Что касается религии, то менталитет первобытного человека соотносился с орудиями его труда, такой же примитивный и неразвитый.          Страх перед стихиями природы, сновидения, почитание вождя, которое переросло после его смерти в его обожествление, отсутствие критического мышления – вот из чего возникла религия, скажут такие исследователи как Э. Тайлор, Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль и другие представители классического подхода эволюционного пути развития религии. Так ли это на самом деле? Давайте обратимся к свидетелям истории тех лет – петроглифам.

         Петроглифы – это наскальные изображения либо на поверхности скал, либо на каменных валунах. Так, к примеру, петроглифы национального нанайского поселения Сикачи-Аляна датируются XII-IX тысячелетием до н. э. Всем жителям Хабаровского края известен это памятник древней культуры человечества. Над его описанием и научным признанием потрудились выдающиеся археологи и этнографы нашей страны: Л. Я. Штернберг, В. К. Арсеньев, А. П. Окладников.

         Все, кто посещал это место, отмечали труднодоступность для осмотра личин-масок и других антропо- и зооморфных изображений на базальтовых валунах, сделанных рукой первобытного человека. И большинство посетителей, покидая место петроглифов, уносили смутную информацию о том, что здесь было место общения шаманов с духами, а также, что, через каменную графику древний человек-художник проецировал свои познания в области растительного и животного мира.

         Для тех, кто воспринимает первобытного человека с недоразвитым мышлением, подобная трактовка  духовного мира человека тех эпох представляется удовлетворительной. Однако в действительности, внутренний мир людей, живших во времена неолита, был намного богаче и разнообразней, чем мы себе сейчас представляем.

         Безусловно, на местах, где располагаются петроглифы, происходили камлания шаманов, но наряду с этим, эти священные места использовались и для других целей. Одной из них были обряды инициаций. Инициации служили своего рода сакральным священнодействием, длившимся несколько дней, в течение которых мальчик-подросток узнавал о социальных и нравственных законах своего рода и племени, о духовном мире, о Создателе Вселенной и другой необходимой информации, которая помогала ему стать полноценным членом своего общества.

         Эта информация была священной и тайной, поэтому никто чужой не мог участвовать в этих церемониях, а открытие подобной информации влекло за собой суровые наказания, вплоть до смертной казни.

         В повседневной жизни древний человек обращался к своим духам-помощникам. Однако в чрезвычайные моменты он стремился за помощью и к Высшему Существу, Творцу мира, который имеет различные имена в фольклорной традиции нивхов и нанайцев. Сакральный диалог с Ним человек выражал также в рисунках на камне – солярные личины петроглифов.

         Это лишь маленькая часть того, какой интересной, полноценной, в духовном отношении, жизнью жили люди эпохи неолита. Их нельзя назвать интеллектуально или духовно неразвитыми. Это были люди с такой же психологией и мышлением, как и мы. Отличие состояло во взгляде на этот мир. В ином понимании развития культуры. Возможно, те племена, которые жили много тысяч лет назад и имели развитые представления о нравственности и Творце мира, мы можем назвать прото-христианскими.

         Наша задача и задача подрастающего поколения – не только детально изучить, но и что еще важнее – сохранить эти памятники культуры для потомков. Так как это уникальная информация, которую оставили нам предки, на земле которых мы живем, о том, как и во что они верили, как и чем они жили.

                                                                                                       

 

 

                                                                                                          Денис Голубев,

преподаватель Хабаровской духовной семинарии.