Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Опыт работы и перспективыиспользования памятников наскального искусства в сфере туризма

Опубликовано 01.02.2014

Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Матер. международн. научно-практ. конфер., посвящён. 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. 16-17 апреля 2013г. /научн. ред. и сот. Е.В. Савелова. – Хабаровск: ФБГОУ ВПО «ХГИИК», 2013 – 358 с. (С.343 – 349). [ISSN 978-5-91426-035-1].

 

М. Курилина (ХГИИК, Хабаровск)

Опыт работы и перспективы использования памятников наскального искусства в сфере туризма

 

Эта  работа посвящена проблеме   обобщения опыта работы  с памятниками  наскального искусства,  использования их в качестве туристического объекта как в настоящее время так и перспективы  развития в этой области.

         В   настоящее  время в российском обществе остро стоит вопрос об  усовершенствовании практики  изучения, сохранения и использования памятников наскального искусства России и отдельных её регионов,  в частности Нижнего Приамурья. Злободневность   темы  связана с критическим состоянием исторических памятников, с необходимостью их включения в сферу развития внутреннего туризма. Необходимым условием продвижения в преодолении  данных проблем является участие широкой общественности. Исходя из этого я попытаюсь сформулировать следующие задачи и цели:
 - необходимо  изучение,  сохранение и  использование петроглифов как  объектов культурного наследия,
- выработка пакета  стандартной документации  по памятникам наскального искусства,
- разработка структуры интерактивной программы базы данных по петроглифам отдельных  территорий,
- подготовка групп специалистов для сбора данных и подготовки стандартных документов по каждому памятнику наскального искусства,
- подготовка памятников  для использования их в развитии внутреннего туризма.
В России сформировано несколько центров по исследованию и реставрации памятников наскального искусства:  Кемеровский государственный университет (Кемерово). Имеет опыт положительного решения проблемы охраны и использования в туризме комплексов памятников наскального искусства в Казахстане и Азербайджане.
         На территории Хабаровского края известны 6 памятников наскального искусства: петроглифы в поселке Сикачи-Алян, камень с изображением у села Калиновка, наскальные рисунки у стойбища Май, на реке Уссури у села Шереметьево, на реке Кия и на реке Сукпай.

          Многие учреждения Хабаровска, в том числе ВУЗы накопили собственный опыт видения обсуждаемой проблемы, располагает им  и ХГИИК.  На кафедре теории и истории культуры исследование петроглифов – одно из научных направлений. Со студентами организовываются ежегодные экскурсии ознакомительного порядка. Например, ежегодная поездка в село Сикачи-Алян.   Выпускники специальности «культурология» разрабатывают проекты по  развитию внутреннего туризма в Хабаровске и Хабаровском крае с использованием петроглифов, как туристического объекта.
         Выпускные квалификационные работы выполнены Александрой Темеровой «Петроглифы Сикачи – Аляна как туристический ресурс» , Лопаткиной Марией  «Проблема  сохранности и популяризации памятника петроглифы пос.Шереметьево», Скоровой Натальей «Петроглифы бассейна реки Уссури как туристско - экскурсионный объект».

 Александра Темерова в 2009г.  впервые на нашей разработала и защитила дипломный проект по наскальному искусству Амура. Она сосредоточила внимание на петроглифах Сикачи – Аляна.  Показала историю исследования памятника, мифологическое содержание ряда древних рисунков. Помимо того, ею создан «портфель экскурсовода» с разработкой экскурсии по петроглифам.

В дипломном исследовании Марии Лопаткиной (2010г.)  поставлена  проблема сохранности наскальных рисунков на памятниках  реки Уссури.  

В рамках заданной цели решала следующие задачи:

1.Проблему сохранности исторического и культурного наследия России и Хабаровского края в контексте времени.

2.Определения значимости памятника в региональной субкультуре Российского Дальнего Востока.

3. Популяризации в СМИ Шереметьевских памятников как важного достопримечательного объекта культуры Вяземского района и Хабаровского края.

Она изучила историографию проблемы сохранения культурного  наследия в нашей стране. Ею составлены описания памятников Шереметьевской группы и  изложены перспективы использования и охраны петроглифов.

Новый ракурс видения решения проблемы отражен в работе  Скоровой Натальи (выпуск 2012г.), целью которой стала разработка туристического маршрута «Камни солнца - памятник первобытного искусства Приамурья». В её работе петроглифы бассейна реки Уссури выступают объектом экскурсионного показа с учётом их периферийного расположения в отношении к краевому центру. Туристический маршрут «Камни солнца - памятник первобытного искусства Приамурья» разрабатывался как один из  элементов  формируемой  туристской отрасли края.

Разрабатываемый механизм превращения памятника историко-культурного наследия в объект туристских маршрутов, даёт толчок для создания сети подобных проектов на всей территории края. 

Для этого имеются необходимые условия: стратегия правительства края по развитию туризма, желание музеев расширить свою деятельность, а также огромный интерес российских граждан и зарубежных туристов к древнейшему прошлому дальневосточного региона.

      

 

В последние десятилетия образцы наскального и пещерного искусства часто становятся объектами посещения. Древние рисунки имеют высочайшую ценность для понимания прошлого, но, в отличие от других археологических памятников, они очень уязвимы по своей природе и более подвержены риску разрушения.

Древние полотна невозможно рассматривать вне природной среды, они не могут стать экспонатом в витрине, их нельзя оградить от человека защитным стеклом. Скалы и пещеры с древними изображениями сами становятся музеями. Поэтому на передний план выходят вопросы сохранения, грамотного представления полотен зрителю и контроля за самим показом.   Решение этих задач может потребовать высоких финансовых затрат и проведения специальных исследований.

Необходимо составить четкий план управления такими объектами, анализ и прогнозирование действий, которые могут произойти на территории памятника.

Должен быть разработан комплекс специальных мер направленных на его долгосрочное сохранение. Одним из таких средств является включение памятника в реестр культурного  наследия.

Наскальные рисунки могут стать в перспективе «музеем под открытым небом», что влечёт за собой правовые аспекты наскального искусства. И здесь на первый план выходят вопросы собственности и принятие нормативных актов, определяющих статус памятника и его использование.

В Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в главе 2 статье 9, говориться о Полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) установление в случаях, ограничений при пользовании объектами культурного наследия и земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;

2) проведение единой инвестиционной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

3) утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

4) определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия;

5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

6) установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

7) установление общих принципов сохранения объектов культурного наследия;

8) формирование совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и введение в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

10) принятие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решения о включении объекта культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11) осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

11.1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

12) отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

13) установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия;

14) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

15) утверждение режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

16) установление общих принципов содержания историко-культурных заповедников;

17) отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам федерального значения;

18) установление порядка проведения государственной историко-культурной экспертизы;

19) осуществление Российской Федерацией международного сотрудничества в области охраны объектов культурного наследия;

20) заключение и организация выполнения международных договоров Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия;

21) установление порядка проведения статистического учета в области охраны объектов культурного наследия;

22) установление порядка использования информации, содержащейся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при формировании иных государственных реестров и подготовке нормативных правовых актов;

23) научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия, установление основ научно-методического обеспечения в области государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия.

24) определение порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения;

25) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия федерального значения;

26) согласование охранных обязательств собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом.

Как выше уже было сказано, чтобы закон вступил в силу, необходимо его включить в государственный реестр культурного наследия.

Подробно О реестре можно узнать из 4 главы « Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность»

 В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия.

Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

 Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы  и подлежат бессрочному хранению.

Решающее значение при создании музея наскального искусства имеет оценка состояния самого памятника. В идеале она представляет собой техническое исследование, проводимое квалифицированными специалистами, способными определить степень сохранности изображений и предложить все возможные меры их защиты. При этом необходимо принять во внимание не только состояние каменной поверхности и самих рисунков, но и прилегающей территории. Необходимо понимать, как присутствие посетителей отразится на скалах, реках, озерах, растениях, лишайниках и других видах биологических организмов. Создание инфраструктуры может повлиять на флору и фауну близлежащих территорий, ускорить выветривание и эрозию скал, усилить рост растений, привести к загрязнению воды, к миграциям животных и насекомых.

Такая всесторонняя оценка должна лечь в основу детального документирования объекта. Это позволит создать необходимую базу знаний для отслеживания последующих изменений в состоянии памятника. Для сбора такой информации может потребоваться привлечение узких специалистов: биологов, геологов, реставраторов. Однако первоначальный отчет о состоянии наскальной живописи способен составить любой археолог. Такой отчет должен включать общее описание памятника и информацию об очевидных факторах, воздействующих на каменные полотна, например, таких как лишайники, кальцитовые натеки, эррозии и антропоморфное воздействие, особенно в форме вандализма.

Особый акцент хочется сделать на невозможности составить полную картину того, как повлияет на памятник древнего искусства массовое вторжение посетителей. Практически невозможно защитить объект от всевозможных рисков и опасностей, как природных, так и антропогенных. Поэтому все действия, предпринимаемые в отношении наскальных изображений, должны быть максимально обратимыми. Необходим взвешенный и индивидуальный подход для каждого отдельного памятника.

На первом плане должны стоять вопросы сохранения. Какую-то часть этих проблем могут решить ученые-археологи или обслуживающий персонал музеев под открытым небом. Однако действия, предполагающие прямой контакт с каменным полотном вмешательство в его поверхность, должны проводиться квалифицированными специалистами. Можно выделить следующие уровни работы с наскальными рисунками:

Уход за объектом с наскальными изображениями с минимальным воздействием. Например, удаление мусора на территории музея или пыли и земли с горизонтальных плит покрытых петроглифами.

Помимо ухода подразумевает физическое вмешательство. Например, удаление растений, которые ветвями могут задевать рисунки, отведение попадающей на панели воды.

Реставрация изображений. Подразумевает процесс возвращения объекта в его первоначальное состояние. Например, удаление лишайника или граффити. Реконструкция изображений. Это крайняя мера, которая может включать воссоздание частично разрушенных или погибших изображений.

Еще раз повторим, работа с наскальными полотнами требует определенных знаний и могут выполняться только профессионалами.

В условиях возрастающей популярности экологического туризма и появлению интереса к памятникам наскального искусства другим важным вопросом становится проблема регулирования потоков посетителей.

Интересующихся людей невозможно удержать от поисков и посещения памятников. Они обладают не только энтузиазмом, но часто и специальными знаниями в обнаружении объектов.

В большинстве случаев, древние рисунки едва различимы на поверхности камней, поэтому происходят случаи неумышленной порчи и уничтожения изображений людьми, которые даже не подозревают об их существовании. Возможно, установка информационных досок, указывающих на наличие и ценность памятника поможет оградить произведения древних художников от случайного повреждения. Среди амурских памятников лишь два снабжены такими досками (Сикачи – Алян и петроглифы на р. Кия возле Переяславки).

Наскальные изображения должны быть не только тщательно задокументированы, но и находиться под постоянным наблюдением на предмет обнаружения каких-либо изменений.

Программы управления объектами, включающие регулярное посещение памятника персоналом, контроль за состоянием рисунков, сбор мусора доказали свою эффективность в мировой практике.

Чистая, прибранная и ухоженная территория указывает на значимость памятника. Объекты, испорченные граффити и окруженные мусором говорят о том, что за ними никто не ухаживает, и они не представляют особого значения. Это провоцирует на проявление неуважительного отношения, зачастую приводящего к повреждению или уничтожению рисунков.

Посещение должно регулироваться, согласно характеру объекта и ожидаемым туристическим потокам. Исходя из этого, памятник может быть открыт для посещения только небольшими организованными экскурсионными группами, либо потребует затрат на строительство инфраструктуры, предполагающей самостоятельный, однако регулируемый осмотр. Например,  оградительные барьеры, которые не позволят людям прикасаться к объектам.

Довольно эффективными являются офисы для регистрации посетителей, указатели, информационные доски. Хорошими примерами являются национальные парки и парки на частных землях в США, где осмотр наскальных рисунков происходит во время пеших, велосипедных прогулок или треков на внедорожниках и квадроциклах. Территория таких парков оборудована местами для отдыха, а там где возможно, даже подходами к рисункам для людей с ограниченными физическими возможностями. Показательным примером, такого обустройства территории, могут стать наскальные рисунки в национальном парке Рэд Рок Каньон в штате Невада.

Любая программа посещения должна обязательно включать образовательный и объясняющий компонент. Люди ценят и берегут те объекты, значение которых они понимают. Несмотря на то, что происхождение и значение древних рисунков продолжает представлять тайну даже для профессионалов, сегодня имеется достаточно обширная база знаний необходимых для интерпретации любого объекта наскальной живописи. Даже в случаях, когда полные сведение о памятнике еще не получены, объяснение может быть построено на основе уже устоявшейся информации, такой как местная история и этнография, вместо отдельных деталей может использоваться антропологический и археологический контексты. Кроме представления различных научных версий и гипотез о происхождении и интерпретации наскальных рисунков могут привлекаться местные сказы и легенды. Все это в совокупности, позволяет понять историю края и окунуться в таинственные глубины прошлого.

Основы знаний о наскальной живописи и ценности памятника могут быть представлены в региональных туристических путеводителях или даны экскурсоводами. Это позволит заблаговременно подготовить людей к посещению.

Включение памятников наскального искусства в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и туристические программы рано или поздно неизбежно произойдёт.

Поэтому сегодня главной задачей является поиск способов сочетания этих посещений с сохранением объектов. Иногда проведение организованных туров на коммерческой или некоммерческой основе может оказаться не самым плохим способом для долговременного сохранения некоторых памятников. Особенно для тех, которые и так уже посещаются стихийным образом.