Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Новости

Многофункциональный комплекс «Традиционный нанайский дом» - перспективная форма обслуживания туристов

Опубликовано 01.02.2014

Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства. Матер. международн. научно-практ. конфер., посвящён. 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. 16-17 апреля 2013г. /научн. ред. и сот. Е.В. Савелова. – Хабаровск: ФБГОУ ВПО «ХГИИК», 2013 – 358 с. (С.351 – 354). [ISSN 978-5-91426-035-1].

 

 

 

Горнова М.И., Титова Ю. (ТОГУ, Хабаровск)

 

Многофункциональный комплекс «Традиционный нанайский дом» - перспективная форма обслуживания туристов

 

 

Некоторое время назад очень популярной и актуальной в российской архитектуре была тема дома предпринимателя. У населения появилась возможность самостоятельно устраивать свою жизнь за счет собственных идей и усилий. Это были усадьбы с флигелями, сдаваемыми в аренду на некоторый срок, например на летние месяцы, в местности с рекреационными ресурсами: вблизи морского побережья, у крупного водоема/ возле реки. Или дома типа доходных, напоминающих гостиницы, где квартиры или комнаты сдавались в аренду на длительный срок. Появились проекты отдельных поселений типа город – сад, идеальный город, напоминающие спальные районы. Новые технологии и наличие личного автотранспорта позволяют населению таких поселков не привязываться к месту работы, выполняя свои обязанности в домашних условиях и поддерживая связь с работодателями по Интернету, эпизодически выезжая в крупные города.

Идея многофункционального комплекса «Традиционный нанайский дом» родилась у авторов после длительного знакомства с нанайской культурой и ее представителями. В частности, с руководителем национального ансамбля «Тасима» из поселка Ачан Ниной Павловной Гейкер. В основу сценария жизнедеятельности такого сооружения была положена древняя традиция нанайцев иметь рабочее место вблизи жилой части дома. Обычно это летняя кухня с печкой, где и зимой можно заниматься прикладными видами творчества, связанным с обработкой шкур зверей и рыб, плетением из лозы, резьбой по дереву и бересте, и прочими необходимыми в хозяйстве ихтиофагов работами. Обширные сени, где выполняются домашние работы, принимают гостей, хранят запасы пищи в огромных старинных глиняных емкостях, соединяют жилую часть дома с летней кухней – мастерской. С таким типом дома нас познакомили в поселке Ачан в семье Ходжеров. Привлекательной была древняя традиция покрывать крышу дома растительными местными материалами: камышом, травой, дерном, что в настоящее время считается самым модным, дорогим и экологическим приемом. Дорогой эта операция становится при отсутствии подобных местных материалов и необходимость заменять такое покрытие через определенное время. Очень хотелось воспользоваться древней традицией нанайцев создавать уютное и теплое место для пребывания в доме весьма экономными средствами в виде канов. Как показали наблюдения и исследования, в градостроительном отношении у нанайцев тоже были свои особенности: окна дома должны смотреть на воду: на реку, протоку, на озеро. И дополнительный выход из сеней дома тоже ориентирован на воду. Расположение мест проживания в зоне муссонного климата отражено в наличии крытых галерей, также обращенных к воде.

Однако вид деятельности Нины Павловны оказался не традиционным, а связанным с танцевальным искусством. И было ею высказано пожелание иметь зал для репетиций знаменитого детского ансамбля, где занимаются дети с трехлетнего возраста. Помнили мы страстное желание бывшего главы поселка Ачан Валерия Павловича Ходжера, которого все участники объединения «Болонь – чистая вода» глубоко уважали за его стремление сохранить национальную культуру, в том числе музыкальную и танцевальную, воспитать поселян в любви к лучшим качествам своего народа. Эти чувства помогли нам создать проект необычного дома, открытого для гостей и популяризирующего национальную культуру. В разработке проекта приняла участие студентка второго курса архитектурного факультета ТОГУ Титова Юля.

Прежде всего, был разработан генеральный план, функциональное зонирование которого отражало общественную значимость дома. Дом ориентирован на протоку Сия, стоит на склоне, три главных входа тоже ориентированы на воду. У фасада дома размещается вместительный амфитеатр, перед которым устроена обширная площадка для выступлений танцевальных ансамблей «Сиун» и «Тасима». Оригинальной особенностью этих ансамблей является их выступление в темное время суток при свете факелов и костров, что мы однажды наблюдали в Ачане. С одной стороны амфитеатра помещен этнографический музей под открытым небом с традиционными жилыми и хозяйственными постройками. Часть из них можно использовать для кратковременного проживания гостей. Автостоянки для гостей приближены к объекту и изолированы живой изгородью. По другую сторону амфитеатра для детей запроектировано игровое пространство. С отдельным входом решается приватная зона домовладельца со своим садом и огородом. Для зрителей, гостей и жильцов дома всегда открыты виды на высокое небо, просторы протоки и заречные дали.

Образ дома, выполненного из бревен или из бруса, почти лапидарный, скромный, без назойливых лишних деталей, создает уютную обстановку за счет небольших декоративных элементов, застекленных галерей и двухскатной крыши с большим наклоном. Покрытие крыши предлагается из камыша или цицании широколистной (дикий рис), в изобилии растущей в южной части озера Болонь. В крыше предусмотрены окна второго этажа жилого дома. Свет, падающий сверху, создает удивительно приятную обстановку в комнате деревянного дома.

Здание состоит из нескольких зон, соединенных застекленными верандами – палубами, лестницами и переходами. Жилая зона двухэтажная. На первом этаже находятся кухня-столовая, гардеробная, гостиная, кабинет, санузел. Переход – шлюз соединяет переднюю с летней кухней – мастерской. На втором этаже находятся спальни, детская комната.

Через другой шлюз из жилого дома можно попасть в вестибюль общественной зоны, и из него в национальное кафе. Гости и посетители кафе размещаются на теплых канах вдоль стен. На стенах, покрытых золотистыми циновками, демонстрируются произведения местных промыслов, картины, изделия из местных материалов, фотографии и картины. К залу кафе примыкает кухонный блок со своим служебным входом. Кухня запроектирована в соответствии с нормами ГОСТа для объектов общественного питания. На застекленной террасе тоже установлены столики для гостей. Через эту террасу и застекленный лестничный блок можно пройти в магазин, где продаются сувениры, изделия местных мастеров, оригинальные продукты питания в упаковках разного размера, например, в туесках. Магазин, как и кафе, имеет свой отдельный вход с придомовой площадки и может работать автономно.

Из вестибюля есть вход в репетиционный зал для участников танцевальных ансамблей. Спецификой зала является его многофункциональность. Зал может быть использован для собраний, совещаний, репетиций, дополнительных занятий школьников. В случае необходимости зал разделяется подвижными складчатыми подвесными перегородками на несколько секций и может служить гостиницей. В подсобных помещениях находится дополнительная мебель и спальные принадлежности. Туалет  и душ находятся рядом с залом. Широкая лестница ведет из вестибюля на второй этаж. Там находится большой зрительный  универсальный зал для выступлений ансамблей, гримерные и туалеты, музейные экспозиции в фойе, небольшой бар. Сюда можно подняться также по дополнительной застекленной эвакуационной лестнице. По этой же лестнице можно подняться на третий этаж. Здесь есть несколько комнат гостиницы, вход на балкон зрительного зала, туалеты.

Обеспечивают безопасность зрителей и гостей кафе четыре выхода: главный вход, два выхода из застекленной лестницы, служебный выход из кухни кафе, проход через магазин. Из жилого дома тоже имеется два выхода. Звукоизоляция жилого дома обеспечивается использованием современных звукоизоляционных материалов.

Преимуществом предложенного многофункционального комплекса является использование идеи «растущего дома», то есть возможность постепенного и последовательного осуществления строительства. Изучение местного рынка туристических услуг и экономический расчет подскажет, какие помещения  наиболее востребованы в первую очередь, их сооружение и эксплуатация могут финансировать дальнейшее строительство.

Наш проект мы подарили замечательному мастеру Нине Павловне Гейкер с надеждой на реализацию проекта и осуществление мечты создания своего национального театра. Без сомнения, этот фактор послужит привлечению большого числа туристов, в том числе и из-за рубежа.

Надеемся, что будет продолжено сотрудничество местной администрации и отдельных предпринимателей и мастеров с архитекторами для создания нового хозяйственно-экономического направления деятельности местного населения в области развития сферы услуг в туристическом бизнесе.

 

Литература

Сэм Ю. А. Нанайцы. Материальная культура. Владивосток. 1973. 314 с.